Будь с нами
Исторические фото

Радугу найдем, маму позовем!

  29.09.2017   15:38
Радугу найдем, маму позовем!


Доля негосударственного сектора в российском дошкольном образовании весьма незначительна. Тем не менее частные детские сады – прежде всего с хорошей репутацией – прочно занимают свою нишу в общей образовательной системе. Пусть и небольшую – в Российской Федерации не более 2% от общего числа садиков, но все же…Этой детской присказке, придуманной писателем Валерием Ковалёвым, немало лет. Все мы в детстве гонялись за рай-дугой над головой, продолжаем восхищаться сейчас – уже в «весовом» возрасте, и как удивляемся, когда среди терний современного бюрократического общества на нашей дороге загораются разноцветные огоньки инновационного дошкольного образования. Именно такие чувства наполнили меня, когда у дороги в новом коттеджном микрорайоне «Береговой» города Минусинска я встретил настоящую «радугу» (ул. Береговая, 21). Частный детский сад «Радуга» – полноценный, не встроенный-пристроенный, а отдельно стоящий двухэтажный белокаменный Дом мам и детей!

Обратимся к цифрам. По состоянию на 1 апреля 2017 года уровень доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет составил 98,73%. В 74-х субъектах Федерации этот уровень уже превысил 99% (!), а в 4-х дотягивается до этих цифр от 95% (республики Бурятия и Татарстан, Новосибирская и Самарская области).

В системе образования Красноярского края действует 1028 дошкольных образовательных учреждений всех форм собственности (1 краевое государственное, 1008 муниципальных, 1 федеральное, 18 частных), в том числе 995 юридических лиц и 33 филиала.

Всего услугой дошкольного образования и/или услугой присмотра и ухода охвачено более 130 тысяч детей дошкольного возраста, из них 120 тысяч – трёх-семилетки, что составляет 87% дошколят.

В муниципальных дошкольных образовательных организациях трудятся 34 тысячи взрослых, из них более 13 тысяч – педагоги. В крае функционируют частные центры ухода и присмотра (развивающие центры, располагающиеся в жилых квартирах; и развивающие центры в нежилых помещениях), которые посещают более трёх тысяч детей.

Как видим, основная статистика ведётся по детям от 3-х до 7-ми лет, а более точную информацию по малышам от года до трёх лет найти трудно. Но понятно, что это не больше 10% от общей численности. И это ещё одна проблема – доля частных образовательных услуг на фоне государственных и муниципальных. Выясняется, что по частным садикам 66% всех мест сосредоточены в восьми (!) субъектах Российской Федерации (данные 2016 года). Красноярский край и Минусинск в частности – не исключение. И давайте уже от сухих цифр перейдём к минусинской «Радуге».

Росток детского счастья

Центр развития и дневного пребывания детей «Радуга» был открыт 10 марта 2015 года. Режим работы – с 7 до 19 часов, с понедельника по пятницу. В субботу дополнительно работает группа «Бусинка» – с 9 до 13 часов. Вот на бусинки я и нарвался, так как мой визит советника президента Союза «Центрально-Сибирская торгово-промышленная палата» пришёлся на выходной день. Приезжая в купеческую столицу юга Красноярского края, изучая проблематику малого бизнеса, я и предположить не мог, что именно минусинская дошкольная частная инициатива прорвётся сквозь частокол бюрократических преград. Она уже выросла и приносит первые образовательные плоды.

Общаясь с педагогами Минусинска, я неоднократно слышал: «Посети «Радугу», посмотри!» Когда согласовывали проект строительства нового образовательного учреждения, Глава города Дмитрий Меркулов говорил: «Не верю, что на этом месте будет сад, построите ведь очередной магазин». Но организаторы строительства не просто построили отдельное двухэтажное здание без единого бюджетного рубля, но и доказали состоятельность частной педагогической инициативы. А руководителям Минусинска они благодарны за моральную поддержку. Уже и проверяющие были, и сам Глава города, и Министр образования Красноярского края. Пойдёмте же и мы по радуге в гости к детям.

Приветливо встретив у калитки, главный инициатор и организатор создания Центра развития Вера Николаевна Чащина, как многолетний экскурсовод, повела меня в таинство современного дошкольного зазеркалья. Первое впечатление – педагог-организатор с большим стажем, компетентна, коммуникабельна. Чуть позже выяснится, что она – частный инвестор и пришла из банковского сектора (второе удивление после внешнего вида самого здания!), а педагогический коллектив работает самостоятельно. Слаженно и целеустремленно, потому что уже есть и цель, и понимание, к чему стремиться, есть качественная образовательная и воспитательная услуга, признание родителей и чуточку чиновников, а главное – любовь детей. Взаимообмен энергий, мыслей, эмоций создаёт удивительный микроклимат взаимопонимания и душевного комфорта.

Новая-новая сказка

 

Представьте, прямо с порога вас встречают нарисованные в пастельных тонах сказочные персонажи – совята, причудливые «живые» капельки, мультяшные домишки. Словно в воздухе кружат настоящие зонтики гномов и осенние листья эльфов. Огромный аквариум с сотней неоновых рыб. И главное – теплые руки воспитателей. Именно десятки заботливых взрослых рук создают атмосферу уюта и праздника.

Везде чистота и порядок, продумано всё до мелочей. Даже термометр в каждой спальне висит на высоте ребенка. Когда я наивно удивился этому, мне пояснили, что температуру надо знать ежечасно (проветрили ли комнату или стало душновато), и именно на таком уровне. В саду всё делается ради маленьких домочадцев.

Вера Чащина: «Когда мне надо проверить температуру, я разуваюсь, ступаю по полу босиком и сразу понимаю, комфортно мне или не совсем. Вот ещё пример: дома вы много позволяете малолетним дочкам и сыночкам «запрещённые» действия? А у нас на специальных стендах и крючки, и розетки с вилками, и сложные бытовые приспособления – то есть то, что окружает наших малышей в быту. Но здесь можно всё это попробовать, потренировать детские пальчики, а значит развить моторику».

А ещё мне показали детские «тайные» уголки. Это когда за шторкой в специальной «нише» можно посидеть. Детки любят уединиться, пусть и на минутку.

В режиме полного дня работают три группы. В возрасте от года до полутора лет – это «Лапушки», самые маленькие детки – от полутора до двух лет – «Капельки», от двух до трёх – «Совята». В каждой группе работают два воспитателя и их помощник. Весь персонал имеет, в соответствии с требованиями, образование и санитарные книжки.

Все группы снабжены, в соответствии с СанПином и ФГОС по дошкольному образованию, игрушками, литературой и необходимым оборудованием. Не впервые я увидел «трёхэтажные» кроватки – когда постельки выдвигаются последовательно трёхуровневой горкой. Это удобно! И санузлы здесь «как дома» (естественно, с мини-унитазами, со специальными мойками для горшочков и множеством полотенец).

В каждой группе своя кухонька, и посуда чуть ли не персональная. Здесь организовано пятиразовое питание, обеспечиваемое ОАО «Славянка»: завтрак, второй завтрак, обед, полдник и ужин. В каждой группе имеется кулер с питьевой водой, которую согласно договору поставляет Минусинский пивзавод – производитель уникальной минусинской воды (в том числе марки «Спасский собор»).

Два раза в неделю здесь проводятся музыкальные и физкультурные занятия (имеется спортивный зал), а также занятия с логопедом. В учебном плане и сетке непосредственно образовательной деятельности значатся непременные тематические праздники и занятия. А ещё в большом доме детей есть актовый зал – настоящая сцена, только без возвышения (как и положено во избежание травм). Сцена с кулисами и необходимыми атрибутами. В апреле в рамках театральной недели дети каждой группы сами участвовали в театрализованных сказках и потешках.

А в преддверии Пасхальной недели был проведён конкурс на изготовление пасхальной поделки. Дети мастерили их вместе с родителями. Призы за шедевры получили победители, но и всем остальным участникам были вручены поощрительные подарки. Календарный год насыщен!

 

Нет предела совершенству!

Приятно удивили меня уличные игровые площадки – настоящий детский парк. Ежедневно один раз, а в тёплое время года дважды дети гуляют здесь, в буквальном смысле в мире сказок, созданном заботливыми руками воспитателей. Дорожки с цветными камушками, цветники, «убегающие» из кадушек цветы, стандартное и нестандартное оборудование и даже огородик с капустой... И, конечно, всё вокруг расписано изображениями любимых детских персонажей, а вокруг развешены многочисленные флажочки.

Ещё одна уникальная образовательная особенность Центра – группа «Бусинка», открывшаяся в декабре 2016 года. Занятия в ней проводятся по методике Марии Монтессори. В группе есть всё необходимое для занятий с детьми в возрасте от двух до семи лет. Педагог Ольга Владимировна Алексина, прошедшая обучение в Московском институте Монтессори-педагогики, имеет диплом государственного образца. Кстати, она дополнительно ведёт кружок «Пескотерапии» – создание детских картин цветным песком.

Ольга Алексина: «Курсы Монтессори перевернули все мои взгляды на воспитание детей. Основное отличие этой педагогической системы в том, что она на первое место ставит личность ребенка, а не набор обучающих техник и упражнений. В процессе обучения малыш вправе сам выбрать дидактический материал, определить характер и время занятий. Моя роль как педагога наблюдать в этом процессе за ребенком, способствуя его саморазвитию. Я выступаю не как наставник, а как человек, который создаёт удобную для развития детей окружающую среду. Ребёнок сам выбирает то, что ему интересно.Вмешиваться в его деятельность мне позволено только тогда, когда он сам об этом попросит».

На этом я приостановлю ход журналистских рассуждений. Все равно обо всем не смогу в одной статье рассказать. Слишком богатым оказался радужный мир, окружающий минусинских детей, а мой мозг не смог охватить всю красоту интерьеров, убранства и полноты различных методик. Одно отмечу – на зависть будущим посетителям, акулам пера и новым родителям – огромное количество игрушек. Разных, мягких, говорящих, модных пескоструйных, собирающихся как матрёшки, пальчиковых, кукольных, головоломок и прочих, развивающих все виды человеческих чувств. Выдохну. Мир моего детства несравним с этим многообразием. Будет повод вернуться и продолжить писательский труд…

Возвращаясь к тому, с чего я начал, – к системе образования и целесообразности создания частных детских садов. Теперь на первый план выходит качество предоставляемых услуг, их соответствие государственному стандарту. Поэтому в «Радуге» очень заинтересованы в развитии здоровой конкурентной среды, способствующей совершенствованию образовательного процесса дошкольников. Чем разнообразнее будет спектр образовательных услуг для детей, тем больше вероятности найти для каждого ребёнка наиболее оптимальный «сценарий» развития, в большей степени учесть индивидуальные способности, потребности и возможности детей.

Андрей Думанский,

редактор еженедельника «Аргументы недели Енисей», член Правлений Союза «ЦС ТПП» и Союза журналистов Красноярского края


Форум


Просмотров: 10857
Коментариев: 0


Имя (Псевдоним):     E-Mail:  
Секретный код: сменить цифры   Повторите код:  
Рекомендуем

ЖД Билеты
покупка железнодорожных
билетов
Покупка авиабилетов
любые направления, самые выгодные предложения
Бронирование отелей
отели по всему миру, любого уровня

Нужен ли Красноярску крематорий?
   Не нужен, это не наш ритуал.
   Не уверен, но возможность кремации необходима.
   Очень нужен, это цивилизованный способ погребения.
   Не могу определиться, доверяю мнению большинства.