Будь с нами
Исторические фото

Ушёл защитник зодчества и культуры Красноярья

  04.03.2018   17:39
Ушёл защитник зодчества и культуры Красноярья


Высшие силы призвали в свои ряды беспокойное сердце, духовно богатого, мудрого и блистательного профессионала Евгения Зиновьевича Гевеля. Он ушёл на небеса оберегать нас.

В одночасье все СМИ и соцсети заговорили: «Деревянное зодчество Красноярска осталось без одного из главных защитников. Архитектор (член Союза архитекторов России и Российской ассоциации реставраторов), один из авторитетнейших реставраторов (вёл реставрационные работы с 1986 года), общественник десятки лет жизни потратил на сохранение исторического наследия города. Одним из главных проектов была защита дома святителя Луки на Вейнбаума. Здание, находящееся в аварийном состоянии, неоднократно поджигалось. Довести дело до конца Евгений Зиновьевич так и не успел».

А ещё про него говорили: «Стал Евгений Зиновьевич с дотошностью специалиста всё изучать, измерять, рисовать чертежи всякие. Не ради забавы, не от деревенской скуки – желание было вернуть красоту храму, наполнить его убранством».

Евгения Зиновьевича все знали как активиста-общественника, неравнодушного человека, которому небезразлична судьба сибирских поселений и городов... Его крылатая фраза: «Отдайте памятники людям».

Когда я вернулся из командировки, новость о его кончине сразила. За пару дней до отъезда, 3 февраля, руководитель МАС Константин Пирогов позвал меня в Дом архитекторов, что на улице Дубровинского. На встрече с молодыми (и не очень) архитекторами был и Евгений Зиновьевич с дочерью Ольгой. Мы писали интервью с Дарьей Беловой для еженедельника и делали видеозапись для сайтов, а может и для телевидения. Кто ж мог подумать, что это будет его последнее интервью!?!

Евгений Зиновьевич всегда был остр на слово, не лукавил, не обходил острых углов. Мы вспоминали, как он ещё студентом пришёл в Союз архитекторов Красноярья, как в этом славном помещении – Доме архитекторов – знакомился с многочисленными мэтрами красноярской архитектуры, пока сам не стал таким – величавым и глыбистым. Говорили, что Дом архитекторов надо СОХРАНИТЬ!

В сообществе архитекторов города всегда было много пересудов. Вот и ныне меняются градостроители и градоначальники. У Евгения Зиновьевича не было врагов вообще – он сам всех мирил доброжелательно, всегда и всех понимал позитивно. С ним всегда легко было говорить. Понимающий, словно обнимающий человек. Душа нараспашку, так говорили многие.

Гевель всегда шёл своим путем, был экспертом с большой буквы. Его уважали в Союзе художников и в Союзе «Центрально-Сибирская Торгово-промышленная Палата», знали в Союзе журналистов, но особенно он был люб в Союзе реставраторов России.

Как-то с благословения художника-реставратора икон Александра Викторовича Александрова я побывал на небольшом собрании Сибирского отделения Союза реставраторов. Приехали маститые мэтры из Томска, из Иркутска. Там, на палубе «Капитанского клуба» корабля, что ныне молчаливо стоит без хозяина-капитана, обсуждались большие проекты, старые кварталы Красноярска, эскизы храмов и, конечно, бездарное лоскутное государево-реставрационное варево в Енисейске.

Архитектор-реставратор Евгений Гевель был удивительным человеком, у него прекрасная супруга Екатерина Васильевна, все члены семьи начитанны и образованны. Я не был другом семьи, не бывал у них в гостях, но мы часто встречались по общественным делам «там, на неведомых дорожках». Часто пересекались и с Екатериной Васильевной, такой же беспокойной и дотошной, – в библиотеках и храмах, на круглых столах и дебатах. Они оба постоянно фигурировали во «фронтовых сводках» – капитализм нагло подбирает всё то, что создано мастеровыми.

Возможно, про таких, как Евгений, сказал Далай-лама: «Планете не нужно большое количество «успешных людей». Планета отчаянно нуждается в миротворцах, целителях, реставраторах, сказочниках и любящих всех видов. Она нуждается в людях, рядом с которыми хорошо жить. Планета нуждается в людях с моралью, которые сделают мир живым и гуманным. А эти качества имеют мало общего с «успехом», как он определяется в нашем обществе».

Эта цитата мне досталась и легла на журналистский холст от самого Евгения Зиновьевича. Он мне её прислал в личной переписке. Любил добавить к теме пару цитат, словно дорисовывая и «воспитывая».

Известный телеведущий Андрей Гришаков пишет: «Вчера (8 февраля 2018 года) мы с Евгением Зиновьевичем обсуждали ночной снос деревянных домов по ул. Перенсона. Он тяжело переживал эту вакханалию, был расстроен, подавлен. И буквально через несколько минут после нашего разговора его сердце остановилось... Светлая память в веках! Прощание в воскресенье».

«Где прежде взору град являлся величавой,

Развалины теперь одни...» А.С. Пушкин

Евгений ГЕВЕЛЬ родился в 1963 году в Красноярске. Окончил Красноярский инженерно-строительный институт, институт искусства реставрации (повышение квалификации). Его перу принадлежит ещё одно высказывание: «…И название старинное – Деревянное ЗОдчество – с Отчеством досталось».

– А может, не стоит держаться за старину? Иные застройщики не понимают, зачем она городу нужна, называют особняки начала XX века деревянными развалюхами (фрагмент давнего интервью в «АиФ»).

– А вы президента Путина спросите. Он призывает обратить внимание на архитектурную старину, оберегать, объясняет, что в наши дни историческое наследие приобретает политическое значение. Это ведь прямой вопрос самоопределения нации.

– Какое отношение исторические дома имеют к самоопределению нации?

– Наша культура – литература, русский язык, архитектура – это то, что делает нас русскими. Это уберите – и мы станем потребителями. Впрочем, нас и пытаются принудить к жизни по принципу: где платят, там и работай. Хочешь, в Америку езжай, в Москву, в Европу. А здесь кто будет работать? Словно действует тактика – выкачать из России мозги и ресурсы и оставить на её месте пустыню. В том же русле – идея с агломерациями. Если всё сконцентрируется в городах, что станет с селом? Мне уже 50 лет. Всегда живо интересовался, как живёт деревня. В любые политические периоды вижу, что есть люди, которые хотят или уничтожить село, или дать ему по-тихому умереть. Я с картой 80-х годов путешествовал недавно в Краснотуранском районе – многих сёл уже нет.

Нет и Евгения Зиновьевича… Но есть светлая память. И лично мне хочется однажды пройтись по улице имени Евгения Гевеля, как шли неоднократно по Набережной с ним и его супругой… Он это заслужит в народных сердцах. Уступят ли мэры и пэры, те, кому он так сильно мешал?..

Валентин Ельчанинов: «Прости и упокой, Господи, раба Твоего Евгения. Со всеми святыми упокой. И нас, живущих, направи в Заповедях Твоих жить истинными ХОЗЯЕВАМИ своей ЗЕМЛИ, МАТУШКИ-ПРИРОДЫ, АРХИТЕКТУРНЫХ и ДРУГИХ наших ЦЕННОСТЕЙ».

Редакция еженедельника «Аргументы недели. Енисей» и журнала «Счастливая мама», Правление Союза «ЦС ТПП» и Правление Союза журналистов Красноярского края, Молодёжная Ассоциация архитекторов выражают соболезнование родным и близким покойного.

 

Андрей Думанский,

член Правления Союза «ЦС ТПП»,

член Президиума Союза журналистов Красноярского края.




Просмотров: 14101
Коментариев: 0


Имя (Псевдоним):     E-Mail:  
Секретный код: сменить цифры   Повторите код:  
Рекомендуем

ЖД Билеты
покупка железнодорожных
билетов
Покупка авиабилетов
любые направления, самые выгодные предложения
Бронирование отелей
отели по всему миру, любого уровня

Нужен ли Красноярску крематорий?
   Не нужен, это не наш ритуал.
   Не уверен, но возможность кремации необходима.
   Очень нужен, это цивилизованный способ погребения.
   Не могу определиться, доверяю мнению большинства.